суббота, 01 сентября 2012
Давно хотел пройти местами боевых действий на левом берегу Дона, и вот представился случай. Точнее случайно хороший денек 7 января 2012 года.
Возможно о сражениях во время Великой отечественной в районе станицы Багаевской и хуторах близ нее известно мало, но именно здесь шли кровопролитные бои и гибли советский воины. В память о них на братских могилах стоит множество обелисков и скульптур. В этой прогулке мне удалось увидеть совсем небольшой, но очень интересный отрезок возможно самой значимой линии фронта, что проходила здесь 70 лет назад.
Сориентировавшись по карте на самый удобный в плане достижения населенный пункт, я начал путь от левобережного хутора Черюмкин. А разделить со мной все 19 км маршрута согласился приятель Илья.

На автобусе от пригодного автовокзала мы добрались до упомянутого хутора, высадились у самого въезда в него, у развалин некогда крупной колхозной фермы. Хотя заброшена она далеко не полностью – жизнь еще теплится в кирпичных корпусах. Согласно карте Генштаба, а также более свежей карте автодорог, памятник расположен поблизости от въезда в хутор, на обочине главной улицы. А чуть в стороне обозначен еще один. И действительно, примерно в двухстах метрах за несколькими сельскими домами и находится первый мемориал.
Продолжение здесь...С дороги видны две стальные звезды, от которых ведут ступени, а за ними располагается пустырь, натоптанная тропинка по которому выводит к двум кирпичным стенам, где закреплены таблички с именами погибших солдат, под общей надписью «Благодарные черюмкинцы землякам, не вернувшимся с войны». Здесь же расположена бетонная фигура солдата, целующего знамя, у вертикальной надгробной плиты. Видно, что сооружение было покрашено, но скорее всего на прошедший день Победы – с момента ремонта прошло значительное время, краска местами облупилась.

Однако на этом мемориал не заканчивается: тропинка от него ведет дальше, на небольшой пригорок (или курган), где находится еще один мемориал. Похоже, что пд курганом братская могила, ибо на табличке выбиты имена солдат небольшого воинского подразделения, а на втором куске мрамора написано: Неизвестному солдату. Все это закреплено на вертикальном постаменте, на вершине которого стоит башня танка Т-70.

По своему опыту могу сказать, что не всегда установленное на памятнике имеет прямое отношение к событиям, произошедшим в данном месте. И если на нескольких мемориалах стоят пушки, в память о погибших артиллеристах (ЗИС-5 на кургане памяти батарее Оганова и Вавилова), то местами (как здесь) установленная техника, т.е. ее фрагмент, лишь малый фрагмент истории, возможно и не относящийся к данному сражению. Как бы то ни было, памятник здесь есть и, возможно, под ним похоронены защитники родины.
Закончив осмотр, мы вернулись на главную улицу и решили поискать второй памятник, но его в указанном месте не оказалось. Возможно это ошибка картографии, а может под знаком памятника спрятан другой объект, к примеру старинное здание, коих в хуторе оказалось немало. Впрочем обветшавшие кирпичные здания относятся к эпохе развитого социализма, и были лишь производственными помещениями местного колхоза или сельпо. А в одном здании удалось распознать небольшой элеватор, хотя с таким же успехом это могло быть и любое другое сооружение.

В поисках второго памятника мы свернули с главной улицы и вышли на параллельную ей улицу Молодежную, по которой и прошли хутор с востока на запад, приметив по пути как типичные «колхозные домики» на двух хозяев, так и целый ряд 2-3-х этажных особняков – похоже и здесь обосновались городские жители.
На окраине хутора расположилось кладбище, обсаженное деревьями, часть захоронений которого уже расползлось по склонам древнего кургана, что обозначен на всех картах. По настоящему старинных захоронений мы не обнаружили и, покинув погост, по проселку направились дальше на запад, в сторону следующего хутора – Верхнеподпольного. На пути нам попался младший брат увиденного ранее кургана, с полутораметровой насыпи которого открывает вид на широкие заливные луга, а на горизонте виднеются купола Старочеркасских церквей – конечный пункт нашего путешествия. Но прежде у нас на пути еще три памятника, посвященных события ВОВ.

Проселочная дорога вывела нас к водоотводному каналу, сразу за которым начинается первая улочка Верхнеподпольного – улица Дружбы. Это обычная сельская улица – деревенские дома, отсутствие асфальта, и домашние утки на заборах. Проезжая часть, изрядно «истоптанная» машинами, пересекает еще один канал, и выходит к перекрестку, где мы встретили местную жительницу и попытались разузнать, что за памятник стоит в хуторе. Я бывал здесь и ранее, и знаю, что в центре хутора у здания администрации, на трехметровом постаменте, стоит самолет МИГ-25. Но женщина сказала, что сама живет тут недавно, а самолет, вроде как, установили лет 20 назад.

Мы свернули на улочку влево, и направились в сторону трассы, где проезжали час назад. Согласно карте здесь расположился еще один памятник, но на месте нашелся только пустырь с редкими деревцами, да остатки фундаментов, похоже коровника или складов. Поскольку обозначенный объект находится на одной горизонтали с памятником-самолетом, я сделал вывод, что это очередная ошибка картографии.
Свернув на запад, через пару сотен метров мы вышли к автобусной остановке, что и является центром хутора: здесь и магазины, и администрация, и школа, и величественное серебристое тело высотного истребителя на бетонном постаменте. Как и раньше под памятником стоят венки, загораживая стальные буквы надписи. Мне удалось раздвинуть бумажные цветы и вот те четыре строки под самолетом:
В центре нашей планеты,
Среди бурей грозовых,
Смотрят мертвые в небо,
Веря мудрости живых…
Сфотографировав самолет со всех сторон, я увидел, что из здания администрации вышел человек, и поспешил направиться к нему. Работник учреждения и поведал мне, что самолет был установлен в 90-х гг. ХХ века как декорация на мемориале, посвященном защитникам этих мест. А таблички с именами нет, ибо здесь нет захоронения. Для первого раза информации достаточно, и мы продолжили путь на запад.
Следуя по главной улицу хутора, которая одновременно трасса между хуторами, мы не увидели ничего примечательного. Старинные домики напрочь отсутствуют, как и деревенские объект, типа колодцев, украшенных заборов или фасадов. Лишь один дом обратил на себя внимание, да и то своей современной европейской архитектурой.

Вскоре мы покинули хутор, вышли за околицу, прошли пару километров до поворота на заброшенный агрокомплекс, минув его указатель. Здесь по обе стороны дороги произрастают густые лесополосы, а обращенная к Дону почти полностью состоит из дубов. Автодорога здесь расширяется и вскоре из-за ее плавного изгиба показывается перекресток – поворот на Старочеркасск.
Бытует мнение, что основной въезд в станицу – со стороны Аксая и Большого Лога. На самом же деле «правильный» въезд – именно этот. Ведь во времена своего расцвета станица была обращена к Дону, его левому берегу, и паромная переправа существовала уже тогда. Но мы прошли этот поворот – еще не время сворачивать!

Теперь на пути у нас хутор Нижнеподпольный… Фактически хутор это одна улица, вдоль которой и расположены все объекты, включая встреченную нами старинную мельницу, которую похоже уже давно не используют. Однако специфическое здание очень оригинально смотрится среди деревенских домиков. Чуть дальше нам встретился сельский Дом культуры, вереница магазинов, и вот хуторское кладбище на западной окраине, где на карте и обозначен памятник. На этот раз обозначение оказалось верным и вот она скульптура женщины с венком и две мраморные плиты с семью десятками фамилий погибших и захороненных тут солдат. Постояв немного у мемориала, мы обошли кладбище, увидев несколько мусульманских захоронений, и двинулись в обратный путь, к повороту на Старочеркасск.


Едва по правой стороне улицы закончились дома, мы свернули за лесополосу и по проселку дошли до увиденного ранее среди деревьев кургана. Он обозначен и на карте, но осмотреть насыпь вблизи не удалось, ибо в заброшенном карьере вокруг насыпи устроена большая свалка бытовых отходов.
Настало время обеда, и мы выбрали небольшую полянку в дубовой лесополке, организовали костер и примерно полчаса сидели на поваленном дереве, слушая шум ветра, песни птиц, и потрескивание сыроватых дров в огне. Закончив трапезу я залил огонь остатками чая, засыпал землей, и мы зашагали на север, по асфальтовой дороге, в конце которой уже маячили старинные церкви Старочеркасска.
Пройдя полпути мы пересекли по мостику канал, обильно поросший камышом, понаблюдали среди садовых домиков старинные курганы, которые использовали еще казаки (в качестве наблюдательных вышек), и вот уже берег Дона, где дорога упирается в остатки старого причала, а на правом уже видны церкви над желтой полосой камыша.
Пересекать Дон на пароме было в наших планах, но сначала – памятник в левобережном хуторе Рыбацкий, и мы направились искать его, ибо улочки хутора на карте обозначены изрядно запутанными. Испросив дорогу у местного жителя мы, фактически безошибочно, нашли дорогу в центр хутора, пройдя берегом Дона, мимо шикарных особняков, а также под участком одного из них по специально устроенному для пешеходов подземному переходу. Я сильно удивился такому сооружению в маленьком, никому неизвестном хуторе.

Обогнув небольшой канал, рассекающий хутор пополам, мы посетили магазин и вышли к маленькому кладбищу, сразу за которым и расположилась небольшая площадь с Домом культуры, магазином и памятником. На мемориале здесь стоит фигура солдата, а на мраморных плитах высечены порядка 30 фамилий. Как и водится, я сфотографировал все, чтобы в дальнейшем устроить некий архив захороненных воинов. Закончив осмотр и собравшись уходить, я приметил большой казачий курень, выкрашенный в зеленый цвет, который в ближайшем рассмотрении оказался начальной школой.


Обратно к парому мы вернулись той же дорогой, и еще около часа мерзли на прохладном ветру, ожидая плавучую платформу, и наблюдая, как мужик с аквалангом ловит раков чуть ниже по течению. В ожидании к нам присоединился и местный кот, зябко ёжившийся на ветру и выпрашивающий еду. Однако угостить животину оказалось нечем и вскоре он ретировался, а мы погрузились на подплывшую платформу, укрывшись от ветра за надстройкой.
На правом берегу мы высадились у памятного камня, и быстро пошли к центру, в надежде сразу погрузиться в автобус на Ростов. Но до ближайшего оказалось еще более часа, и мы устроили небольшую прогулку по достопримечательностям древней казачьей станицы, в очередной раз сфотографировав их. А потом уже ехали на Аксай в трясучем автобусе, а оттуда в Ростов…



@темы:
Донские храмы,
Природа Донского края,
История Донского края,
Верхнеподпольный,
Нижнеподпольный: Старочеркасская: Дон,
Черюмкин,
Мои путешествия
Извини, но это башня не с Т-34, а с Т-70. А сам танк,говорят, валяется в одном из прудов неподалеку.
А это точно (про модель танка) ?? Не люблю неточностей... Есть достоверный источник? Если да - исправлю.
technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/240/1731