Начинаю публиковать в своем Дневнике серию статей по истории Ростова и Донского края.
Информация эта по большей части собрана лично мной, но есть и такая, что позаимствована из документальных и электронных источников, что будет обозначено ссылками на них.Со стороны своих ПЧ допускаю любые комменты и дополнения, если таковые имеются
Красный бумажник – ныне почивший завод по переработке макулатуры и изготовлению картона и бумаги. Известно также, что здесь выпускались фотоальбомы с обложкой из серого картона. Расположен в одноименном селе на реке Миус, в 3км на запад (по прямой линии) от поселка Матвеев курган (районный центр Ростовской области). Корпуса стоят на склонах холмов Миусской долины, строго подчиненные рельефу, из чего следует предположить, что и сама местность непосредственно участвовала в процессе переработки – сточные воды сами стекали, а шлаки из котельной сыпались вниз, к выводным коммуникационным ходам, и далее вывозились с территории.
Продолжение здесь...Если внимательно присмотреться к расположенным на склонах остаткам строений, то можно насчитать 8 уровней, между которыми видны остатки технологических ходов и комнаты-печи. Здесь же есть и проходы для людей, с признаками былой цивилизации в виде остатков проводки и крючков для лампочек. В южной части заводской территории возвышается хорошо сохранившая электростанция. Крыши у нее конечно нет, но стены сохранились довольно хорошо и, несмотря на множество проломов, трещинами не покрылись.
Завод закрыт ориентировочно в 80-х годах ХХ века. Заводские корпуса пребывают в руинах, коммуникации отсутствуют. Из частично сохранившегося: стены корпуса упомянутой заводской электростанции, труба котельной и подземный тоннель, через который вывозили угольный шлак (заканчивается тупиком, выходит к асфальтовой дороге у реки). На трубе сохранилась надпись «1944», выполненная из стальных полосок.
Прочее разрушено и представляет собой «собрание» фрагментов стен из старинного кирпича и ракушечника. Вероятно, сохранились сточные коммуникации – берег реки НЕ осмотрен.
Неизвестно, был ли в 1944 году завод построен с нуля, или же был восстанавливался с этого года, после освобождения этих территорий от немцев. Однако архитектура сохранившихся фрагментов строений и «непромышленный вид» строительного материала, позволяют предположить именно такую версию – довоенную постройку и послевоенное восстановление из руин.
На сайте «Энциклопедии узкоколейных ж/д…» упоминается следующее:
Заводская УЖД (узкоколейная железная дорога). Неэлектрифицированная. Максимальная длина 8 км. Перешита и разобрана. Узкоколейка соединяла бумажную фабрику "Красный Бумажник" в Шапошникове и перевалочную базу в п. Матвеев Курган. На перегрузе был разъезд для перегона локомотива в другой конец поезда. На перегруз привозили макулатуру и уголь. Разобрана после 1996 г. Возле перегруза по насыпи идет грунтовая дорога, видны шпалы. Мост через реку разобран, остались опоры. Все рельсы, локомотив и вагоны сданы в металлолом. На бумажной фабрике "Красный бумажник" было три мотовоза: один "Онежец" и два ДМ-54 (?), один ТУ-7 и около 20 платформ.
Карта Генерального штаба. Сегмент L-37-18, по сост. на 1983 г. – узкоколейка показана как действующая (выделена красным).
От автора: развалины завода, равно как и прилегающая местность, требуют досконального осмотра на предмет поиска фрагментов, относящихся к объекту. Думаю если внимательно смотреть под ноги, то можно найти и мелкие предметы, к примеру, плафоны электроламп, фрагменты оборудования.
Мною замечены:
– насыпь вдоль существующего ж/д полотна, и идущая параллельно ей проселочная дорога (упоминается на сайте Энциклопедия УЖД);
– остатки деревянных шпал на упомянутой проселочной дороге, что соединяет окраинные (западные) улица села Матвеев курган со старицей реки Миус;
– фрагменты деревянных опор моста в старице реки, почти сгнившие.
К сожалению о заводе не сохранилось никаких документальных данных, кроме разрозненных обрывков информации в глобальной сети Интернет, и остается только предположить, каким же гигантом промышленности той далекой эпохи он был, раз ему отвели такое «персональное» место, тщательно продумали его устройство и взаимодействие с окружающей средой, подвели отдельную (пусть и узкоколейную) ветку железной дороги, и основали целый поселок на живописном берегу реки Миус – Красный бумажник, где видимо жили рабочие этого завода.
источники: Наблюдения автора, Таганрог.су и Энциклопедия УЖД России