
Продолжение здесь...А дома в поселке, как в полноценном городском районе – почти сплошь высотные, хоть и всего в пять этажей. Закончив краткий осмотр местных достопримечательностей, мы перешли асфальтовую магистраль и углубились в садовое товарищество. На его краю расположен стадион местной школы, а за ним несколько кварталов садовых участков, выходящих прямо к берегу охладительного канала Новочеркасской ГЭС – ее дымящие трубы великолепно видны над пойменным лесом. Берег канала – сплошная песчаная масса, усаженная высокими деревьями и камышом, и местные жители устроили тут своеобразную зону отдыха с небольшим пляжем и, возможно, рыбной ловлей.

Далее наша дорога лежала на восток, вдоль берега и водно-спортивной базы, по высокому заградительному валу, за которым раскинулся выпасной луг, истоптанный коровами и пересекаемый кривым заболоченным ериком, схваченным по зиме коркой льда. Минув растущие по берегу вербы мы, прямо по льду, перешли его и пересекли небольшой импровизированный футбольный стадион, что уже относится к станице, которую мы и шли смотреть – станице Заплавской.

Основана станица в 1778 году, и располагалась она несколько южнее, ближе к руслу реки Аксай, а охладительного канала тогда еще не было. Но каждую весну половодье заливало (заплавляло, отсюда и название) улицы станицы, и дома постепенно переместились на небольшой пригорок. Мы вскарабкались по подмерзшей дороге и оказались на станичной улице. Первое, что бросилось в глаза – типичные деревенские домики, среди которых особо выделялись несколько настоящих казачьих куреней, даже если и построенных давно, то выглядящих еще очень хорошо для своих лет. Как не залюбоваться на творение народного зодчества, сохраненное и пронесенное через века, и воплощенное в нашем суетном мире.

Вскоре с одной улочки мы свернули на другую, и вышли на главную площадь станицы – видно здесь раньше и располагался станичный майдан. Пасущиеся на обочине дороги гуси с дружным криком бросились к нам навстречу, но поохолонули в студеном зимнем воздухе и приземлились у забора большой станичной школы №52. Надо сказать, что размер ее и ухоженность поражают. Но более, чем школа, в глаза бросается самое высокое здание станицы, а это, несомненно, станичная церковь.
Церковь иконы Божией матери Одигитрия построена в станице в 1834 году, взамен обветшавшей деревянной, что сооружена была еще раньше – в 1782 году. Как и водится, храм закрыли в 30-е годы, но перед войной его снова открыли, и он служил жителям станицы до 1961 года, когда храм закрыли окончательно. Однако благодаря стараниям станичников, обивавших пороги различных ведомств, в 1992 году церковь была снова открыта и восстановлена почти из руин. Сегодня это величавое религиозное сооружение, пусть без архитектурных излишков, но гордо занимающее свое место в ряду старинных церквей Донского края.

Как и положено, внутри церковной ограды здесь находится захоронение одного из прежних настоятелей храма, но я обратил внимание на крест, стоящий за оградой церковного подворья, на небольшом пустыре у края оврага. Возможно еще одно захоронение? И словно в ответ на немой вопрос к нам подошел местный житель и поведал, что при благоустройстве автодороги из склона оврага показалось несколько гробов – старинное кладбище!!! Дорогу сместили южнее, а пустырь запретили использовать, поставив крест на древнем погосте.
За упомянутым оврагом, по улице на восток, расположился типичный сельский клуб советского времени, вполне действующий, еще украшенный гирляндами и снежинками в окнах – здесь отмечали Новый год. За ним притаились несколько магазинчиков и добротный кирпичный дом, в котором без труда угадывается старинный особняк дореволюционной постройки – это торговый дом казака с фамилией Шолохов, построенный еще в 1913 году, в стиле модерн, с удлиненными окнами, скругленным углом фасада, дымоходами-башенками и ажурным кованным навесом над входом – сейчас здесь больница.

Собственно на этом все интересные объекты станицы заканчиваются, и на восток, к станице Бессергеневской, ведет прямая улица, застроенная не только старинными домами, но и вполне современными. А заканчивается она у небольшого оврага, низина которого поросла кустарником и деревцами – это и есть граница между двумя казачьими станица. Однако это пограничье настолько условно, что две расположенные рядом станицы вполне можно считать одним населенным пунктом с двумя старинными православными церквями.

Возможно пытливый читатель заметит, что я не упомянул в рассказе памятника воинам-односельчанам, или же защитникам этих мест. Но в холодный зимний день лишние 1,5км это значительное препятствие, чтобы не пойти к мемориалу в виде обелиска, что расположен на север от станичного храма, у выезда на трассу – значит будет повод побывать в станице еще раз, и может быть даже повстречаться с отцом-настоятелем церкви и именитыми станичниками, что помогают, по мере сил, восстанавливать православную обитель.
Перейдя овраг, сразу оказываешься на типичной станичной улочке, в окружении сараев и подворий, у симпатичного ярко-зеленого куреня, и начинаешь подниматься в горку, чтобы достичь бессергеневского храма. По пути повстречается еще несколько куреней, и даже один заброшенный и постепенно разрушающийся, а на вершине холма стоит остановиться и оглядеться – отсюда видна Заплавская и купола Свято-Одигитриевского храма, вся западная часть Бессергеневки, заливные луга за околицей и трубы электростанции почти у самого горизонта. А впереди, на самой высокой части пригорка, уже возвышается церковь Святого праведника Алексия, митрополита Московского.

Я был у этой церкви все годы, начиная с 2007-го, а в 2008-м мне посчастливилось пообщаться с отцом Андреем, который и поведал краткую историю храма и станицы, и посетовал, что не хватает средств у церковного правления, чтобы справить новые купола. И словно ответ на далекий призыв из прошлого – на церковном подворье, и у забора, лежит новая крыша, подкупольный барабан и позолоченный купол. Дело за малым – только поднять это всё наверх…

Поскольку храм стоит на пригорке, на юг от его стен открывается неплохой вид, который, несомненно, лучше летом, или весной. Однако и зимой неплохо окинуть взглядом окрестности и почувствовать, с какой тщательностью станичники выбирали место для своего жилья – под горкой протекает канал, а сразу за ним извилистое русло реки Аксай, за рекой расположились некогда заливные луга с плодородными почвами, нынче превращенные в возделанные фермерами поля, а местами виднеются клочки пойменных лесочков, где много полевых трав и диких зверюшек.
На восток от храма находится крохотный станичный парк, где установлен памятник воинам-защитникам – скульптуру солдата на мемориале покрасили в кричаще охристый цвет, но памятную композицию снабдили двумя списанными в ближайшей в/ч пушками, что уже радует. Напротив парка расположился старинный амбар, с наглухо забитыми окнами – памятник архитектуры начала прошлого века.

Далее следует вереница казачьих куреней, прерываемых зданием сельского клуба и детского сада, и вот уже центр станицы – магазины и опустевший до весны базарчик. От этой площади, по улице Шоссейной, стоит спуститься к южному склону большого холма, на котором расположилась станица, и лицезреть улочки под горкой, реку Аксай и мост на ней, дорога через который ведет в станицу Багаевскую. Этот простор до горизонта, последнее что увидишь, прежде чем погрузишься в старенький скрипящий рессорами автобус на Новочеркасск.
@темы: Донские храмы, Природа Донского края, История Донского края, станица Бессергеневская, станица Заплавская, Мои путешествия