Записи с темой: история донского края (список заголовков)

Кагальницкие плавни. Апрель 2009

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Кагальницкие плавни – обширные территории в донской пойме, в ее приустьевой части, низменные по сути своей и регулярно заливаемые водой, будь то растаявший по весне снег, или стекающая в окрестных полей дождевая вода, или вода из Таганрогского залива, загнанная вверх по течению «низовкой» - сильным западным ветром. Но несмотря на то, что поросшие разнотравьем, кугой и камышом территории почти круглый год находятся под слоем воды, человек все же живет тут, и ведет немалую хозяйственную деятельность.

@музыка: Катарсис - Крылья

@темы: Кагальницкие плавни, История Донского края, Мои путешествия, Природа Донского края, река Дон, село Кагальник

Поездка в балку Дубовую... 28 февраля

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
После долгого сидения в городе данный маршрут отзывается недосыпанием и болью в ногах. Но так классно прогулялись, поэтому НЕ жалею!!!
В воскресенье, 28 февраля, компанией из семи человек мы прошли от трасы М-4 по старой дороге Ростов-Новочеркасск до балки Дубовой, свернули в нее и по низине, заросшей густым кустарником, прошли до ее нескольких боковых отвилков.

По карте Генштаба 1988 года в балке обозначено озерцо – мы нашли только размытую потоками воды дамбу и затоптанное коровами дно бывшего пруда. Ручей в балке имеется, однако родника распознать не удалось.

@музыка: Твой день - Не забывай

@темы: Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, Природа Донского края, балка Дубовая, хутор Большой Лог

- СПИСОК МОИХ ПУТЕШЕСТВИЙ -

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Этот Дневник я создал, прежде всего, чтобы поделиться с вами, читатели, своими приключениями на территории Ростовской области. Но описания моих путешествий разрозненные, и перемежаются в Дневнике с другими записями. Поэтому я решил создать отдельную тему, где будут собраны ссылки на эти описания, и дать направление прямо из Эпиграфа...

Итак, список путешествий...

@музыка: Кипелов+Беркут - Никто!

@темы: Природа Донского края, Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, Донской край, Донские храмы, Дневник путешественника

Щепкинский лес. Октябрь 2009

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Не все лесные массивы находятся далеко от крупных городов, и от Ростова в частности. Если побродить по окрестностям города, то в пределах одного дня пути можно найти множество крупных рощ и даже пару небольших лесов. Одним таким можно считать Щепкинский лес, являющийся местным заказником.

Посадили его в начале ХХ века, и стали разводить оленей и кабанов. Но вскоре все это «животноводство» захирело и остались только кварталы густого леса из различных пород дерева, да плотный кустарниковый подлесок. Щепкинским его назвали в честь балки Щепкина, которая, в свою очередь, названа так от места истока – поселка Щепкино в верховьях. Балка Щепкина ограничивает лес с северо-востока, отделяя от возделанных полей местного совхоза Темерницкий. А совхоз, в свою очередь, небольшое земледельческое селение на западной окраине леса. Из центра города Ростова сюда ходят маршрутные такси, и с него можно начать осмотр леса.

@музыка: Тишина...

@темы: История Донского края, Мои путешествия, Пошел погулять по просторам, Природа Донского края, Щепкинский лес

Весна на Тузлове. Май 2009

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Тузлов – малая степная река Ростовской области. Она протекала тут еще в далекой древности, когда широкие донские степи заселяли древние племена кочевников, и давшие реке это название – в переводе с древнего тюркского наречия «Тузлов» означает «соленый». И правда – после весенних половодий, затапливающих пойменные луга на берегах, на сухой прошлогодней траве, равно как и на молодой весенней поросли, остается густой белый налет – это вымытые дождями и талыми водами с полей и холмов минеральные соли.

@музыка: Тишина...

@темы: Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, Донские храмы, Природа Донского края, река Тузлов, станица Грушевская, хутор Несветай

Отчет о двухдневном походе на Волошинский пруд

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
В общем поход состоялся и он был великолепным!!!

Я давно присматривался на карте к огромному водохранилищу у села Волошино, в 40км севернее Ростова. Но первым попал туда не я, а Андрей Станичник – год назад, в апреле 2009, он провел разведку берегов Волошинского пруда и выяснил, что так очень живописно, сосновое редколесье и цветущие луга. Вот мы и решили устроить первый разминочный поход 2010 года именно туда!
Продолжая развивать туризм в Ростовской области я опубликовал приглашение в поход на Контакте и отозвалось почти 50 человек. После долгих «перемещений» публики в поход собралось 54 человека.
Заказными маршрутками мы домчались до северного волошинского разворота, выгрузились из них, и зашагали на юг, в сторону села. Местность холмисто-овражистая, не очень живописная, но для начала сгодиться. В селе мы оказались уже слегка подуставшие, посетили магазины, кому надо было, и почесали дальше.
Речку Сухой Несветай, на берегах которой расположено село, мы пересекли по небольшой дамбе, и тут же оказались на поросших луговыми травами склонах, цветущих и живописных. А вскоре и стройные ряды сосен подоспели – почти настоящий лес!!!
Вдоль берега мы прошагали примерно два километра и нашли таки описанный станичником «каньон» - небольшую балочку с каменистыми склонами, в глубине которой притаился хоть и не полноводный, но вполне стабильный родник, прозванный нами Змеиный источник. А все потому, что камни в каньоне были сплошь усеяны греющимися на солнце змеями. Здесь мы и обустроили наши палаточные лагеря… всего 5 штук. Ибо слишком много народу для одной полянки, да и не оказалось такой на крутых склонах берега.
Позже, после установки палаток, сбора дров, костра и обеда, каждый занялся тем, что ему интересно. Кто-то пошел бродить по окрестностям, кто-то сидел у костра, а кто-то отправился в село, или в соседний лагерь поболтать с друзьями.
Под вечер пошел небольшой дождик, но накинув плащи мы продолжали сидеть у костра, пока не разбрелись по палаткам. Утро оказалось холодным и туманным, но вскоре взошло солнце, а к берегу у нашего «нижнего» лагеря подплыл один из лебедей, обитающих в пруду, и, таким образом, настроение сразу поднялось.
Во второй день, как и в первый, я тоже устроил тотальный осмотр берегов, сосновой рощи и цветущих лугов. Мне посчастливилось даже увидеть крупного зайца, но поймать этого «скоростного» зверя в объектив камеры очень сложно, поэтому данная встреча осталась лишь в моих воспоминаниях.
В середине второго дня мы свернули наши лагери, и зашагали к точке Финиш – хутору Несветай. По проселочным дорожкам, вдоль русла Сухого Несетая, через заброшенную ферму в селе Юдино и само маленькое село, мы вышли к реке Тузлов, где вброд переправились у недостроенного моста и всё… конец.
Однако усадив основную массу народу в местный автобус на Ростов, я, Света и Алексей, мы втроем отправились дальше, и дошли таки до села Большие Салы, где и закончился наш маршрут. В целом поход удался! Место отличное, неплохая компания, и великолепная природа Донского края!!!

Полный отчёт тут!!!

@темы: Мои путешествия, История Донского края, Волошинский пруд, Пошел погулять по просторам, Природа Донского края

Казачьи места Нижнего Дона

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Еще в прошлом году я собирался совершить поход в казачьи места Нижнего Дона - станица Раздорская и Мелиховская, хутора Каныгин и Пухляковский... но как-то не сложилось. Все, что получилось тогда - съездить на один день на машине, посетить старинные церкви и вернуться в Ростов.

В этом году поход мой получается - три дня, 12-13-14 июня, я проведу в этих замечательных исторических и красивейших по природе местах.

Приглашаю пеших туристов!!!

Интересностей там много... Одна из них - Семикаракорское хазарское городище, что археологи датируют 8 веком. Правда на местности трава да и только, до валы, ограждавшие город, и пара высоких курганов все же просматриваются. А если внимательно смотреть под ноги на проселочных дорогах, что накатали тут рыбаки и охотники, то можно найти подъемный материал - фрагменты керамической посуды хазар.

Красив там и Дон-батюшка - широкая водная гладь ослепительно голубой воды... песчаные пляжи на берегах... вода без стоков большого города! А водль берегов - густой пойменный лес, где и пройти то трудно. Реку здесь можно пересечь на пароме...

За рекой, чуть отъехав от нее, хутор Каныгин - старинное казачье селение. Над ним возвышается храм Рождества Богородицы...

Сразу за хутором начинаются высокие холмы. Их склоны - памятник природы Раздорские склоны. Тут необычайно живописно!!! И вид с вершин холмов на хутор и Донскую пойму просто замечательный.

Ну и самая большая достопримечательность - типичная казачья станица Раздорская. Мне больше всего приглянулись ее песчаные пляжи, но здесь масса интересного - памятники и маленькая церковь, музей истории казачества и казачьи курени на склонах холмов. А западнее станицы - музей "Стоянка каменного века".

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПОХОД!!!

Кобяковский холм... 26 июня

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
У меня спонтанно появилось полдня свободного времени, поэтому я решил прогуляться. И давно хотел обследовать отвалы Кобякова холма... Собирать группу не стал, уж извините, позвонил только Свете и вдвоем мы сходили на Кобяковку.

Ну что сказать - керамики там валом. Костей - ваще просто завались. Отвалы место интересное - еще метров 5-6 там культурных слоёв лежит. И чего археологи это не копают???

Несколько фото...

@темы: Мои путешествия, Кобяковский холм, История родного города, История Донского края, Пошел погулять по просторам, Природа Донского края, Родной Ростов-на-Дону

Хутор Донской Государев. Июль 2010

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Хутор Донской – последнее селение на реке Дон. Ниже по течению только плавни, ерики и болота, упирающиеся в широкий остров Джулька, за которым раскинулась гладь Таганрогского залива. Появился он на карте Ростовской области уже после взятия русскими войсками крепости Азов, в 1774 году, и существует поныне. Это очень небольшое селение, всего в пару-тройку десятков дворов, большая часть из которых заброшены: старики умерли, а молодые уехали в город, или же речные волны размыли берег до самых стен и участки с домами стали непригодны для проживания.
В хуторе нет автомобильных дорог – он ведь расположен на острове. С юга этот огромный остров омывается водами реки Дон, с востока и севера – водами рукава Каланча, а с запада – непосредственно Азовским морем. И нигде нет мостов – единственный способ попасть туда это рейсовый катер, что ходит дважды в день от пристани города Азова, и причаливает к старому проржавевшему причалу, с заброшенной деревянной будкой, что некогда была билетной кассой.

Но есть еще несколько местных «паромщиков», что за умеренную плату, или даже бесплатно, перевезут на «континент», в хутор Узяк. Однако в хуторе есть некоторые сухопутные транспортные средства – пару велосипедов и один мотоцикл, однако они так редко курсируют по узким улочкам-тропинкам, что за целый день прогулок по хутору их можно так и не встретить.
Прямых улиц в хуторе нет – кривобокие тропинки то идут меж заборов сельских усадеб, то ныряют в заросли травы и кустарника, которыми обильно поросли заброшенные садовые участки вдоль речного русла. Тут много полуразрушенных домиков и заброшенных плодовых деревьев, где нетронутыми зреют груши и сливы. На некоторых участках можно заметить другую сельхозпродукцию, но это уже не заброшенные сады, а вполне жилые усадьбы, имеющие своих хозяев.

Продолжение здесь...

@темы: Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, река Дон, Природа Донского края, хутор Донской

Атаманское лесничество. Июль 2010

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Александровский лес – бывшее Атаманское лесничество на юге Ростовской области, в Азовском районе. Лес посажен в период с 1884 по 1886 годы – плодородные почвы по бортам долины реки Мокрая Чубурка уже имели небольшие участки пойменных лесов, и искусственные насаждения гармонично дополнили их. Это красивый и местами заповедный лесной массив, в коем мне уже довелось однажды побывать, и с тех пор я вынашивал идею побывать там еще раз, осмотреть то, что не успел, и поискать новые интересные уголки в дремучих дубовых и кленовых чащах. Будучи пешим туристом, я не ищу легких и понятных людям путей – всегда иду своим курсом, заранее выстраивая его по топографической карте. Этот путь я начал издалека…

Продолжение здесь...

@темы: Мои путешествия, История Донского края, Александровский лес, река Мокрая Чубурка, Природа Донского края, Пошел погулять по просторам

Зимний лес. Январь 2010

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Лес зимой – это волшебно. И вместо того, чтобы сидеть дома у телевизора и с содроганием думать о минусовой температуре за окном, надо собрать друзей, погрузиться в электричку, и рвануть подальше от города. Уехать к белоснежным просторам, чтобы подышать наисвежайших воздухом, поваляться в глубоких сугробах, слепить гигантского снеговика, и вообще с пользой для своего организма провести хотя бы один день жизни.

В нашей степной зоне с настоящими лесами проблема, но и тут можно найти выход из ситуации – несколько небольших лесных массивов разбросаны по области, и один из них – всего в двух с половиной часах езды от Ростова на север. Это довольно большой и симпатичный лесной массив, с дубами, вязами, кленами и соснами, именуемый Донлесхоз.

Продолжение здесь...

@темы: Донлесхоз, История Донского края, Мои путешествия, Пошел погулять по просторам, Природа Донского края

Мой День рождения... в Золотыз горках!

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Вот и случился очередной, почти ставший традиционным, поход в бывший заповедник, ныне памятник природы «Золотые горки». Хочется бывать там каждый год, но на будущий год, наверное, эту идею я оставлю, устроив год абсолютно новых походов, по местам, где ранее мы не были. Но этот поход не просто поход – мой День рождения. Собрал я 11 друзей и поехали…

Продолжение здесь...

Поход в Золотые горки намечается на апрель 2014 г.!

@темы: Мои путешествия, История Донского края, Золотые горки, Пошел погулять по просторам, Природа Донского края

Родники и Древние стоянки. Март 2010

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Древние стоянки, стойбища, селища и городища расположились по всему Донскому правобережью. Основная их часть приходится на обжитые ныне человеком места – как и тысячи лет назад люди выбирают для проживания самые лучшие пятачки Донской поймы. Только на территории Ростова известно более семи крупных древних городов. За чертою же города их многократно больше. Самые ярко выраженные сооружения древности, затронутые современным человеком во время освоения территорий, раскопаны археологами, изучены и описаны в каталогах. Но есть и такие, местоположение которых до конца не доказано, раскопки не проведены, а самого городища нет ни в описаниях, ни на картах. К таким можно отнести Сафьяновское городище. Его датируют началом нашей эры, а это значит проживали тут племена сарматских кочевников.
Местоположением его считается левый борт балки Хапровской на западной окраине хутора Хапры, что расположен в 25 километрах на запад от Ростова, у железнодорожной ветки Ростов-Таганрог.

Продолжение здесь...

@темы: Мои путешествия, Каменная балка, История Донского края, хутор Хапры, хутор Недвиговка, Природа Донского края, Пошел погулять по просторам

По Кагальнику. Январь 2010

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Берега степной реки Кагальник издавна заселены людьми. От ее истока в Кагальницком районе РО, и до самого устья в южном Подазовье множество населенных пунктов разбросаны по низинам широкой речной долины и на ее холмистых берегах. Особенно густонаселенной частью Кагальницкой поймы является промежуток от села Самарского, что основано переселенцами в 1770 году и до устья, где расположилось не менее крупное село Кагальник, основанное такими же переселенцами из других областей Войска Донского в 1736 году. На всем этом промежутке, изучая карту, можно отыскать не менее двадцати населенных пунктов, но особого внимания заслуживают два из них – село Высочино и село Новониколаевка.

@музыка: Ария - Осколок льда

@темы: Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, Донские храмы, Природа Донского края, река Кагальник, село Высочино, село Николаевка

Степная река Кагальник. Май 2010

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Сколько раз я лицезрел ее извилистую долину, проезжая мимо на электричке, сколько раз я наблюдал ее извилистое русло, сколько раз я смотрел на виднеющиеся вдалеке хуторские домики на ее берегах – уж и не помню. С ранних лет моей жизни эта речка ассоциировалась у меня не только с поездкой в деревню к бабушке, но и с неким эталоном «широкого спокойствия» - видя русло, обнесенное камышом, на ум приходит лишь это.
Но наблюдать со стороны – это одно, а пройти вдоль берегов, насладиться природой и спокойствием, и посмотреть, как там живут люди – совсем другое. Давно в голове созревала идея прогулки вдоль русла, и наконец она созрела. Совершив однодневный зимний поход, я лишь раззадорил свой походный аппетит, и к берегам равнинной реки меня стало тянуть еще сильнее. Надо сказать, путь по равнине совсем нелегок, и напрасно профессиональные туристы, что покоряют горы и тайгу, считают «равнинников» дилетантами.

@музыка: Тишина...

@темы: Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, Донские храмы, река Кагальник, Природа Донского края

Красный бумажник – гигант промышленности

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Начинаю публиковать в своем Дневнике серию статей по истории Ростова и Донского края.
Информация эта по большей части собрана лично мной, но есть и такая, что позаимствована из документальных и электронных источников, что будет обозначено ссылками на них.

Со стороны своих ПЧ допускаю любые комменты и дополнения, если таковые имеются :)

Красный бумажник – ныне почивший завод по переработке макулатуры и изготовлению картона и бумаги. Известно также, что здесь выпускались фотоальбомы с обложкой из серого картона. Расположен в одноименном селе на реке Миус, в 3км на запад (по прямой линии) от поселка Матвеев курган (районный центр Ростовской области). Корпуса стоят на склонах холмов Миусской долины, строго подчиненные рельефу, из чего следует предположить, что и сама местность непосредственно участвовала в процессе переработки – сточные воды сами стекали, а шлаки из котельной сыпались вниз, к выводным коммуникационным ходам, и далее вывозились с территории.

Продолжение здесь...

@темы: Публицистика, Природа Донского края, Мои путешествия, История Донского края

Южное побережье Азовского моря. Май-2006 + Май-2007

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Впервые на южном побережье Азовского моря, а точнее на песчаных пляжах рыбачьего поселка Чумбур-коса, я побывал в 1989 году – ездил с родственниками на машине отдыхать, купаться в море. Из той давней поездки мне запомнились только две вещи. Первая – невероятные стаи крупных мошек, внешне похожих на комаров, но не кусачих, которые едва стемнело сразу прилетели из местных зарослей кустарника и заставили всех попрятаться в машину или в палатку. Вторая – огромные, по метру, а то и больше осетры, что после шторма днем ранее, выбросило на берег. Местные жители ходили по пляжу и собирали их, а нескольких с удовольствием уплетали местные собаки. Более тогда в мою голову ничего не поместилось, но спустя 17 лет я случайно вспомнил о том красивом и далеко месте, собрался и поехал туда!

Первая моя поездка состоялась в мае 2006 года и была целиком посвящена Чумбур-косе, осмотру берега и местной необычной природе. Вторая поездка, состоявшаяся через год в мае 2007 года, носила уже краеведческий характер, и с друзьями мы тогда прошли почти 20км по берегу и населенным пунктам, осматривая местные достопримечательности. Здесь я привожу небольшой совокупный рассказ о тех двух однодневных путешествиях.

Продолжение здесь...

Летом текущего 2011 года я собираюсь совершить двухдневный пеший поход по южному берегу. Приглашаю желающих!!!

@темы: Южная Меотида, Чумбур-коса, Природа Донского края, Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, Азовское море

Вышел в свет очередной DVD с Дневником путешественника-5 (походы 2010 года)

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
В этом интерактивном путеводителе по Ростову и Ростовской области описаны 24 маршрута 2010 года, иллюстрированные фотографиями (более 3 000) и каждая глава снабжена полезными статьями из Интернета и периодики по истории, архитектуре, археологии и краеведению Нижнего Дона.
В качестве Бонусов в Дневнике можно найти несколько авторских уникальных вещей – Каталог Родников Ростова и области и Энциклопедия «Ростов и Дон - история», в которой собран огромный массив текстовой информации по истории Донского края, а также сборник топографических карт.

Диск с Дневником-5 распространяется практически бесплатно – взамен я попрошу лишь пару чистых DVD+R (чисто символическая «оплата»). Думаю информация, содержащаяся в Дневнике, будет полезна всем, кто любит путешествовать в окрестностях Ростова и по области, а также тем, кто любит историю Донского края, и стремится узнать много нового.

Заявки жду на мыло: krom(пёс)freemail.ru или в аську 589-548-681. Или отпишитесь здесь.

Некоторые главы из этого и предыдущих дневников можно прочитать здесь,
в моём Гнезде. В эпиграфе есть ссылка на раздел с главами, но если лень искать -
ЭТО ВОТ ЗДЕСЬ!

@темы: История Донского края, Мои путешествия, Публицистика

Часовня на острове Большой!!!

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
О часовне этой узнал мой приятель Андрей Станичник в прошедшее воскресенье, 13 февраля. И спросил у меня о ней... Я сначала подумал, что это туристический комплекс "Казачий Дон" с музеем казачества, что в 1,5км на восток от станицы Старочеркасской, но он сказал, что эта часовенка гораздо меньше и гораздо дальше по берегу Дона.

Загадка!

Определить что это можно было бы просто - по фотографии, но в ВС шел сильный снег, и сквозь его пелену просматривалось лишь это:

Полный рассказ о часовне

@темы: Донские храмы, История Донского края, Мои путешествия, Пошел погулять по просторам, Природа Донского края

Отчет о поездке в ст. Красюковскую

Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом...
Вот и посетили мы станицу Красюковскую.
Путь нашей группы в составе 9 чел. начался от о.п. Казачьи Лагери, где мы прошли сквозь военный городок из пятиэтажек и вышли к холмам вдоль русла речки Грушевка. Река полностью замерзла, и мы сфотографировались прямо на льду. Мелькнула мысль - надо бы в будущем году приехать сюда в морозы с коньками.

Продолжение здесь...

@темы: Пошел погулять по просторам, Мои путешествия, История Донского края, станица Красюковская, река Грушевка, Природа Донского края